quto.ru
Опубликовано 19 ноября 2022, 14:16
5 мин.

Как советские дети научились управлять автомобилем

Обычное любопытство может сделать даже из школьников механиков и водителей.
Современные дети с детства знают, что такое автомобиль, а при желании без труда могут разобраться в устройстве основных узлов и агрегатов. Но в начале прошлого века машины были настоящей диковинкой, а уж понять, как они работают, и вовсе было практически невозможно без посторонней помощи. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой редакция Quto.ru прочитала книгу «Как дети научились управлять автомобилем» 1927 года, в которой рассказано, как детская любознательность может стать делом всей жизни.
rusneb.ru

Рассказ повествует о школьниках Пете и Васе, которые очень хотели познакомиться с местным водителем Гавриловым. Но, так как мужчина был строг, им приходилось только смотреть, как каждое утро он выезжает из гаража, расположенного в их дворе.

«Часто они смотрели на работу Гаврилова, как он утром чистил и смазывал свою машину. Только шофёр был строгий старик, и завязать с ним дружбу было не так легко: не любил он, чтобы ему на работе мешали разговорами», — говорится в книге.

Как советские дети научились управлять автомобилем

Однако однажды случай познакомиться всё же подвернулся: в один из дней мальчиков обогнала машина Гаврилова, из которой что-то текло. Они смогли предупредить водителя, и он благополучно вернулся в гараж. С этого началась их дружба, а через несколько дней «старик-шофёр» догнал их и предложил довезти до школы.

После этой поездки школьникам захотелось разобраться, как это работает, а также самим сесть за руль автомобиля.

«Они внимательно смотрели, как Гаврилов управлял своей машиной: на поворотах автомобиля он поворачивал рулевое колесо, которое всё время не выпускал из рук. Переезжая одну улицу, он остановил автомобиль, чтоб пропустить несколько ломовиков. Мальчики не успели заметить, что сделал Гаврилов, но автомобиль сразу остановился, хотя внутри машина продолжала работать», — пишет автор, Александр Назаров.

Как советские дети научились управлять автомобилем

После первой в своей жизни поездки на машине парней восхитила скорость передвижения, которая достигала 40 км/ч. А ещё им стало очень интересно, что именно делал «дядя Гаврилов», что техника всё время то ускорялась, то замедлялась.

Школьники стали часто навещать мужчину в гараже и задавать ему вопросы об устройстве транспортного средства. Так они узнали, что автомобили оснащены двигателем внутреннего сгорания, а для запуска мотора нужно несколько раз повернуть ручку стартера. После этого «внутри раздавались какие-то взрывы, весь автомобиль вздрагивал, но не двигался вперёд, пока Гаврилов не садился на своё место». Впрочем, что такое ДВС и как он работает, школьники всё равно не поняли.

Как советские дети научились управлять автомобилем

Впрочем, довольно скоро «случилось обстоятельство», которое помогло мальчикам ближе познакомиться с устройством автомобиля: в гараж на буксире привезли машину после ДТП. От удара об столб кузов почти не пострадал, но двигатель оказался «разбит вдребезги» и требовал капитального ремонта.

Вася и Петя помогали снимать агрегат, а после этого смогли изучить его устройство, пока он лежал в гараже. Хотя разобраться в принципе его работы так и не получилось без помощи опытного водителя и школьного учителя Григория Васильевича.

Гаврилов научил школьников рассчитывать расход топлива, смазывать силовую установку, правильно заливать воду для охлаждения и запускать мотор при помощи ручки.

Как советские дети научились управлять автомобилем

Вскоре после этого они отправились на экскурсию на сельскохозяйственную опытную станцию, где дети впервые увидели трактор, причём не только обычный колёсный, но и 200-сильный гусеничный, для экономии работающий на керосине, а не бензине. Кроме того, преподаватель, зная об интересе Васи и Пети к моторам, решил прокатить их на моторной лодке: очень вовремя на ней решил добраться до города председатель станции.

Постепенно школьники получали всё больше знаний. Со временем они смогли разобраться в устройстве и принципе работы магнето и свечей зажигания, причём первый даже самостоятельно отремонтировали. А заодно изучили базовые принципы электричества и провели несколько опытов дома, в ходе которых Петю хорошенько ударило током, а мальчики поняли разницу между силой тока и напряжением.

Как советские дети научились управлять автомобилем

«Мне кажется, что самое сложное, что мы видели в автомобиле — это магнето. Если мы будем в классе делать доклад об автомобиле, то я, право, не знаю, что мы будем говорить о магнето», — высказал свои опасения Петя.

Позднее они научились перебирать, чистить и регулировать карбюратор, посетили загородное автомобильное кладбище — свалку недоукомплектованных автомобилей, на которых ещё могли остаться работоспособные запчасти. Именно здесь они впервые увидели остовы машин и узнали про коробку передач, тормоза, дифференциал и принцип вращения колёс на задней ведущей оси.

Как советские дети научились управлять автомобилем

Но самое главное — на закрытой территории шофёр Гаврилов впервые посадил школьников за руль и научил азам вождения автомобиля. Позднее опытный водитель неоднократно брал Васю и Петю с собой в загородные поездки, и каждый раз давал детям порулить машиной. В результате они настолько освоились, что могли вполне полноценно заменять своего наставника при езде по шоссе.

Полученных знаний мальчикам оказалось мало. Так как им поручили подготовить школьный доклад об устройстве машин того времени, то они решили также узнать, какие ещё бывают «легковушки».

Как советские дети научились управлять автомобилем

«Нам нужно будет узнать, какие ещё бывают сорта автомобилей, которые из них лучше и сколько каждый стоит. Ведь мы знает только машину дяди Гаврилова, а на улицах видишь много разных автомобилей. Надо бы разузнать, одинаково ли они устроены, а то, пожалуй, оскандалимся на докладе», — разумно предложил Петя.

С этой целью школьники отправились в ближайший автосалон, где заведующий провёл им экскурсию и показал все модели в наличии, рассказал об их основных достоинствах и недостатках. В шоуруме (точнее, большом ангаре) было выставлено несколько десятков автомобилей, а также мотоциклы и лодочные моторы.

Как советские дети научились управлять автомобилем

Напоследок управляющий подарил детям каталог транспортных средств с ценами, а в качестве бонуса дал письмо на имя директора местного автомобильного завода. Оно, в теории, должно было помочь ребятам попасть на предприятие и увидеть, как собирают машины.

Впрочем, самостоятельно они идти на площадку так и не решились. Однако рассказали о документе своему школьному учителю, который смог организовать экскурсию всему классу.

Как советские дети научились управлять автомобилем

«Посещение завода действительно было очень полезным для наших автомобилистов. Все части автомобиля они увидели теперь отдельно в разобранном виде, они понимали назначение почти всех частей и даже многое смогли объяснить товарищам», — говорится в книге.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Как советские дети научились управлять автомобилем

Из газет школьники узнали, что в их городе будут проходить гонки. Точнее, финиш 1000-километрового марафона. И, разумеется, пропустить подобное событие Вася и Петя не могли. И не зря: именно здесь они узнали много нового об автомобильных шинах, а позднее в гараже Гаврилов научил их подкачивать камеры и менять колёса.

Всю полученную информацию мальчики объединили в доклад. Их знания об устройстве машин поразили не только одноклассников, но даже учителя Григория Васильевича, а сами школьники получили прозвища «инженеры».

Источник фото:rusneb.ru / скриншот из книги
Источник:rusneb.ru

Автомобильные новости