За год в России появилось более 100 новых моделей
На Москву надвигается циклон «Каутано»
Наказание за подделку справок для водительских прав
Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 28 октября 2023, 11:27
4 мин.

Как готовили автомобили к зиме в 1943 году

Если сегодня главной трудностью является поиск времени для поездки в сервис, то 80 лет назад водитель должен был проводить все манипуляции сам
Сегодня подготовка автомобиля к морозам заключается, в первую очередь, в посещении сезонного шиномонтажа и техцентра для проверки работы основных систем. Однако в военное время в 1943 году водители должны были не только самостоятельно разбираться в техническом устройстве машин до мелочей, но и самостоятельно готовить их к наступлению морозов. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла внимательно изучить инструкцию по подготовке к осенне-зимнему периоду 80-летней давности.
РИА Новости

«С наступлением низких температур эксплуатация автомашин значительно усложняется вследствие ухудшения условий работы карбюрации, системы смазки и аккумуляторных батарей. Незнание водительским составом специфических особенностей эксплуатации автомашин при низких температурах вызывает трудности запуска двигателя, размораживание радиатора, двигателя и другие повреждения машины», — говорится в издании.

К слову, 80 лет назад инструкция по подготовке автомобиля к холодам была достаточно строгой, не допускалось никаких отступлений от общих правил.

Так, шофёры должны были знать особенности обслуживания техники в холодное время года и все необходимые материалы, тонкости холодного запуска двигателя и облегчающих процесс средств, а также быть знакомыми с нюансами зимнего вождения.

В первую очередь это касалось военных водителей. Согласно инструкции, командование должно было искать неопытных молодых людей и проводить обучение личного состава «силами опытных шофёров». Обязательно нужно было организовывать практические занятия и инструктаж против обморожения.

Сегодня эксперты рекомендуют автомобилистам, помимо смены летних шин на зимние, проверить состояние системы охлаждения, аккумулятора, тормозов, щёток стеклоочистителя, моторного масла и заменить воду в бачке стеклоомывателя на «незамерзайку». Причём самому делать ничего не надо, для предсезонной диагностики нужно разве что доехать до техцентра.

Но в 1943 году транспорт, хотя и был намного проще, требовал гораздо больше внимания и заботы к себе. Так, перечень обязательных работ включал в себя промывку системы охлаждения от накипи, промывку масляных картеров и фильтров, бензобака и фильтров, продувку бензопровода. Во всех системах, помимо прочего, нужно было устранить течи, а в системе питания — подсос воздуха.

Кроме того, нужно было провести полный ремонт карбюратора, электропроводки и электрооборудования, отрегулировать тормоза, рулевое управление и сцепление, установить плотность электролита в аккумуляторе и утеплить его самодельным чехлом из войлока, сукна, фанеры, картона или других подручных материалов.

На заключительном этапе водитель должен осмотреть и отремонтировать утеплительные капоты для мотора, сменить летнюю смазку на зимнюю и залить в систему охлаждения низкозамерзающую смесь (антифриз тогда был прозрачным и не имел запаха, а замерзал при -40 градусах), а также положить в машину цепи противоскольжения, тросы для самовытаскивания и шанцевый инструмент.

«При сливе и анализе антифриза не следует пользоваться сифоном; нельзя засасывать антифриз ртом. Необходимо пользоваться насосом. В случае попадания незначительных количеств антифриза в желудочно-кишечный тракт происходит тяжёлое отравление, обычно со смертельным исходом», — подчеркнул автор.

Кстати, всю подготовку бокса для хранения техники (в том числе ремонт окон, дверей, крыши и даже печи отопления), инструментов и оборудования, тоже должен был выполнять сам сидящий за рулём человек, причём он же должен был поддерживать весь инструмент в работоспособном состоянии.

Как готовили автомобили к зиме в 1943 году

© rusneb.ru

В полевых парках построить землянки или тепляки для хранения аккумуляторов, масла, воды и антифриза; силами частей построить водогрейки простейшего типа.

Стоит также отметить, что сегодня по составу отличаются только летнее и зимнее дизтопливо, но в середине прошлого века то же относилось и к бензину. Подходящие для холодного пуска смеси готовили на заводах в Краснодаре и Грозном, причём последний делал более подходящее для сильных морозов. Если нужного «горючего» под рукой не оказывалось, то рекомендовано было использовать авиатопливо Б-59.

Во время стоянок водитель обязан проверять состояние всех систем, а также следить за тем, чтобы машина завелась в любой момент. Поэтому все работы, связанные с её утеплением, были его заботой. Если предполагалась длительная остановка при температуре воздуха -30 и ниже, то нужно было сооружать шалаши из подручных материалов (ветки тоже считаются) для мотора и трансмиссии.

Не лишним было регулярно запускать силовую установку, что позволит ей постоянно оставаться тёплой. Но также допускался механический подогрев при помощи жаровен с углём, каталитических печей и ручных устройств.

Не только подготовка машин к зиме была занятием трудоёмким, но и поездки в холодное время года. Так, нередко машины отправлялись в рейс в одиночку, а даже такой обыденной сегодня вещи, как АЗС на трассе (как и самих асфальтированных дорог) тогда не было.

Сейчас автомобилистам нужно возить с собой не так много полезных в пути вещей. Так, эксперты советуют положить в багажник запасное колесо, компрессор, домкрат, пусковое устройство, а при себе иметь запас воды, еды, аптечку и тёплые вещи. Большая часть из них могут пригодиться разве что в экстренной ситуации. Например, если трасса окажется перекрытой из-за снегопада.

Но 80 лет назад перечень жизненно необходимых предметов был значительно шире.

Горюче-смазочные материалы должны быть выданы на машину полностью с некоторым запасом (масло, разогретое в термосах) на случай перерасхода их на труднопроходимых участках пути. Снаряжаемая в зимний рейс машина, в зависимости от предстоящего маршрута, должна иметь ведро, лопату, лом, доски для подкладки под колёса, домкрат, топор, цепи, верёвки или трос на случай самовытаскивания при буксовании в снегу.

В остальном рекомендации относительно зимней езды для современных водителей и шофёров в 1943 году практически идентичны. Ехать нужно плавно, без резких манёвров, соблюдать скоростной режим и быть бдительным.

Более подробно ознакомиться с книгой 1943 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«При движении по обледеневшим дорогам никогда не следует надеяться на тормоза. При наличии приподнятой обочины надо двигаться у края дороги с небольшой скоростью, чтобы при заносе машина уперлась в кромку обочины или тротуара. Подъём, покрытый льдом, необходимо брать только с разгона», — уточняется в издании.

[]