За год в России появилось более 100 новых моделей
На Москву надвигается циклон «Каутано»
Наказание за подделку справок для водительских прав
Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 24 июня 2023, 11:32
3 мин.

Советские автомобили в 1935 году: легенды отечественного автопрома

В первой половине XX века сборка машин велась на трёх крупных заводах
Автомобили советского производства в 1935 году: ГАЗ, ЗиС, ЯЗ. Если в начале прошлого века производство автомобилей по всему миру, в том числе в России, было в зачаточном состоянии, а в нашей стране транспорт собирали и вовсе на единственном предприятии в Риге, то к середине 1930-х годов выбор стал несколько шире, а модельный ряд пополнился грузовыми машинами повышенной проходимости. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru ознакомилась с книгой 1935 года, в которой рассказано обо всех моделях советского автопрома того времени.
rusneb.ru

«Семь лет назад, чтобы форсировать расширение советского автомобильного парка и скорейшим образом приступить к постройке автомобилей, были выбраны лучшие иностранные образцы — Форд и Автокар —и поставлены на производство в Советском Союзе. Одновременно с этим конструкторская мысль работала над созданием советских конструкций автомобилей», — пишет автор книги, Анатолий Карягин.

Последующие годы автор характеризует как настоящий рывок автопрома. Так, только в 1934 году предприятия выпустили в четыре раза больше машин, чем было на всю страну в 1928-ом. Также в издании говорится, что за последние семь лет объём автопарка увеличился в 10 раз.

Советские автомобили в 1935 году: легенды отечественного автопрома

© rusneb.ru

Одним из крупнейших предприятий того времени был Горьковский автозавод, сегодня более известный как ГАЗ. В его модельный ряд входили как легковые, так и грузовые машины.

Настоящим «народным» автомобилем в то время был пятиместный фаэтон ГАЗ-А. В движение автомобиль приводит 3,28-литровая «четвёрка» мощностью 40 лошадиных сил. Сочетается с двигателем трёхступенчатая трансмиссия. По данным производителя, расход топлива на 100 км пути равен 16 литрам бензина второго сорта, а максимальная скорость достигает 95 км/ч.

Габариты машины составляют 3874 мм длину, 1709 мм в ширину и 1753 мм в высоту, размер колёсной базы равен 2630 мм.

Советские автомобили в 1935 году: легенды отечественного автопрома

© rusneb.ru

В списке стандартного оборудования техники значатся головная оптика с ближним и дальним светом, спидометр, указатель уровня топлива, амперметр, звуковой сигнал, электрический стартер и запасная пусковая рукоятка, зеркало заднего вида, вакуумный очиститель лобового стекла, запасное колесо и набор инструмента.

Впрочем, уже тогда производитель готовил новую, улучшенную версию легковушки — ГАЗ M-1.

Выпускаемый Горьковским автозаводом легковой автомобиль ГАЗ-А в настоящее время уже не удовлетворяет возросшим требованиям советского потребителя. Он, прежде всего, недостаточно комфортабелен: открытый кузов мало пригоден для наших климатических условий, форма кузова не удовлетворяет требованиям аэродинамики и эстетики. Подвеска и баллоны автомобиля ГАЗ-А делают езду по неусовершенствованным дорожным покрытиям неспокойной. Запас мощности двигателя также не вполне достаточен. В процессе эксплуатации машины ГАЗ-А выявился и ряд других недостатков. Все Это привело к необходимости перехода ГАЗ на новую модель, которая будет пущена в массовое производство к началу 1936 года. Новая модель названа М-І (Молотовец-І).

Это был закрытый автомобиль с форточками в окнах и форсированным до 52 сил двигателем, который «по отделке и удобству не уступал автомобилям Ford 1934 и 1935 годов.

Помимо этого, с конвейеров завода сходили полутонные пикапы, а также полуторки ГАЗ-АА и трёхосные грузовики ААА с двумя ведущими осями и грузоподъёмностью до 2 тонн.

Ныне снесённый завод имени Сталина в Москве был в 1936 году одним из локомотивов советского автопрома. Он выпускал трёхтонные грузовики ЗиС-5 и его удлинённую модификацию ЗиС-12, четырёхтонный ЗиС-6 и автобусы ЗиС-8 на 22—26 мест. Также на предприятии велась подготовка к запуску производства семиместных лимузинов ЗиС-101 представительского класса.

Двигатель этого автомобиля имеет восемь цилиндров, отлитых в одном блоке из чугуна вместе с верхней половиной картера.

Советские автомобили в 1935 году: легенды отечественного автопрома

© rusneb.ru

В тройку крупнейших автозаводов того времени также входил Ярославский автозавод, на мощностях которого собирали модели Я-5 и ЯГ-10 — это тяжёлые грузовики, способные перевозить 5 или 8 тонн соответственно.

«Эти грузовики находят применение в самых разнообразных областях народного хозяйства. Поэтому, несмотря на сравнительно малую годовую производительность Ярославского автозавода, значение его для Советского Союза огромно», — подчеркнул Корягин.

Большегрузы оснащались шестицилиндровыми отечественными моторами с отдачей 74 и 102 лошадиные силы в сочетании с четырёхступенчатой трансмиссией и понижающей передачей.

Более подробно ознакомиться с книгой 1936 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«Таким образом, число передач в трансмиссии автомобиля удваивается и даёт восемь различных комбинаций, позволяющих автомобилю с полной нагрузкой (до 7 т) проходить по плохим дорогам и бездорожью, а на хорошей дороге развивать большую скорость», — заключил автор.

[]