Вспоминаем лучшие фильмы об автомобильных гонках

Айртон Сенна. Фото senna.org.br с сайта flickr.com

В автоспорте сейчас самый скучный период в году. Межсезонье. Сплошные презентации, ежедневные слухи о новом месте работы Петрова и больше ничего. Для тех, кто уже соскучился по гонкам, «Мотор» решил вспомнить лучшие киноленты про автомобильный спорт.

Картина Джона Франкенхаймера «Гран При» — культовый фильм об автогонках. Первый крупный проект, связанный с Формулой-1, и до сих пор остающийся единственным в своем роде. Невероятен даже бюджет фильма, составлявший баснословные, по тем временам, 10,5 миллиона долларов.

Съемки проходили по ходу сезона 1966 года, а некоторых героев сыграли сами пилоты. Больше всех экранного времени досталось чемпионам мира Филу и Грэму Хиллам, но кроме них в кадре появлялись еще полтора десятка гонщиков, среди которых был даже пятикратный обладатель титула Хуан Мануэль Фанхио.

Поначалу Франкенхаймер хотел доверить гонщикам и все серьезные роли, но, судя по фрагментам с их участием, он поступил верно, позвав в итоге на съемки профессиональных актеров. Главные роли сыграли Джеймс Гарднер, Брайан Бедфорд, Ив Монтан и Антонио Сабато, чьи герои по сюжету «Гран При» стали участниками драматичной борьбы за чемпионский титул сезона 1966 года.

«Гран При» — фильм о тяжелых трудовых буднях гонщиков Формулы-1 середины прошлого века. Об отчаянных парнях, которые выходя на старт любого заезда — будь то тренировка, квалификация или непосредственно гонка — каждый раз рисковали жизнью.

Возможно сейчас фильмы про Формулу-1 не снимают именно потому, что современным гонкам не хватает той составляющей, благодаря которой фильм Франкенхаймера стал столь успешным в 60-х, — человеческой драмы. «Убить» гонщика Формулы-1 в современной кинокартине — значит отправить фильм в категорию фантастических. Франкенхаймер же, расправившись с выдуманным чемпионом мира Жаном-Пьером Сарти, не далеко ушел от реалий — сценарий за него писала сама Ф-1.

И то, что сделал в 60-х Франкенхаймер, похоже, не повторится уже никогда. Американцу разрешали снимать в ходе тренировок, машины с камерами выходили на старт Гран При, а дублерами актеров были сами пилоты чемпионата мира. К тому же, современная Формула-1 стала слишком скучна и скупа на характеры, чтобы снять драму того же размаха, как «Гран При».

«Winning» Джеймса Голдстоуна — первый фильм про гонки, где сами гонки отходят на второй план. И все же, не будь в картине красочных и драматичных съемок «Инди-500», получилась бы обычная мелодрама с Полом Ньюманом в главной роли. Фильм про «сгоревшего» на работе человека, жена которого изменяет ему с менее усердным коллегой.

Фрэнк Капуа, герой Ньюмана в фильме и один из фаворитов «Инди-500», совсем не такой, каким мы все привыкли видеть настоящего гонщика. Он смел, но не отчаян, усерден, сосредоточен и не меняет подружек после каждой новой победы. Он исключительно благороден, но порой излишне мягок. Настолько, что застав лучшего друга (и соперника) в постели с женой, молча выходит из комнаты. И хук с правой в его исполнении в конце фильма кажется уже несколько запоздалым.

Но именно такой, сомневающийся и не отчаянный Капуа, в фильме Голдстоуна побеждает в «Инди-500», сохранив двигатель своей машины до самого финиша, в отличие от спалившего мотор соперника.

Правда, в фильме Голдстоуна финиш «Пятисотки» — это не счастливый финал, а лишь повод еще раз задуматься о жизненных ценностях. Вместо того, чтобы напиться шампанского из трофея Борг-Уорнера, герой Ньюмана, не справившись и с одним бокалом пива, возвращается в гостиничный номер. А вместо того, чтобы из Индианаполиса отправиться в Милуокки, едет к жене-изменнице, чтобы дать ей второй шанс.

После успеха картин про Формулу-1 и Indycar, свой фильм, безусловно, должен был появиться и у «24 часов Ле-Мана». Ведь кино про гонки было очень популярным в конце 60-х и начале 70-х.

«Ле-Ман» получился самым гоночным фильмом среди снятых в то время. И даже фанатичным, в определенном смысле этого слова. Герои Ли Катцина немногословны: первый отчетливый диалог случается по истечении получаса. А все происходящее на экране до этого — напряженная подготовка команд и пилотов к старту марафона. Самый длинный текст в картине — у комментатора на трибунах. С его слов, доносящихся из динамиков, зритель узнает о правилах проведения гонки, он же представляет главных героев, а в ходе марафона извещает болельщиков об авариях.

Видеоряд «Ле-Мана» — это бесконечные проезды, съемки с камер, установленных в машинах. Столь детально гоночный процесс не показан ни в одной другой картине. Аварии Ли Катцин повторяет с разных камер по несколько раз.

Каждое слово, произносимое серьезными и задумчивыми героями, имеет особый смысл. Именно «Ле-Ман» подарил поклонникам автогонок одну из самых знаменитых гоночных фраз — вложенную в уста американского пилота Майкла Дилейни, которого играет Стив МаКуин. По сюжету, Майкл стал участником крупной аварии, случившейся на предыдущем «Ле-Мане», в которой погиб гонщик Ferrari Пьеро Бельгетти. По ходу фильма герой МаКуина несколько раз пересекается с вдовой бывшего соперника Лизой (Эльга Андерсен), и в ходе одной из таких встреч Дилейни, отвечая на вопрос, зачем он рискует жизнью, произносит: «Гонки — это и есть жизнь. Все, что происходит до и после, — лишь ожидание».

Гонщики Ли Катцина — почти наркоманы. Все, что им нужно — это вновь и вновь выходить на трассу. Даже женщине в этой картине отведена довольно незначительная роль. Куда меньшая, чем самим гонкам.

Days of Thunder — классический американский фильм. С простоватым сюжетом, любовной историей и понятными героями: молодыми, дерзкими, мудрыми, уставшими или просто красивыми, как Том Круз и Николь Кидман...

Это фильм не только про гонки — он про ту самую американскую мечту. Вот красавчик по имени Коул, талантливый молодой парень, всю карьеру выступавший в «формулах», решает покорить NASCAR. В начале фильма — дерзкий, решительный и даже немного самодовольный. Типичный американский герой. Что нужно ему, чтобы добиться успеха? Конечно, наставник. Что-то вроде учителя Зиана у героя Жана-Клода Ван Дама в «Кикбоксере», или старшины «Чифа» у Дэми Мур в «Солдате Джейн»...

У гонщика Коула Трикла есть «крю-чиф Гарри». Он учит ездить не только быстро, но и умно. Он в нужный момент подскажет, как правильно поступить и, конечно, заставит «поверить в свои силы». Правда, для этого потребуется какой-нибудь трюк: свою первую гонку в NASCAR Коул выигрывает, обгоняя по внешней траектории действующего чемпиона, — после того, как Гарри говорит ему по радио, что поставил на машину специальные шины... И конечно, никаких специальных шин нет.

Повороты сюжетной линии Days of Thunder порой по-голливудски примитивны — по тем же лекалам вполне можно было скроить даже фильм про бейсбол. Но это кино еще и про гонки. И как ни крути, а «Дни грома» — один из лучших фильмов, когда-либо снятых про автоспорт.

«Driven» изначально был задуман Сильвестром Сталлоне как фильм про Формулу-1. В конце 90-х Слай был завсегдатаем паддока и перезнакомился едва ли не со всеми пилотами и руководителями команд. Но как только сценарий бывшего Рэмбо оказался в руках Берни Экклстоуна, все пошло наперекосяк: главе чемпионата не понравился сюжет. Поэтому Сталлоне отправился туда, откуда приехал — в США. Дома к его затее отнеслись с большим пониманием.

Площадку Слаю предоставили организаторы серии CART — самого популярного в то время в Америке формульного чемпионата. Слай заявил, что «атмосфера в CART более открыта», однако прообразы для персонажей, судя по всему, он черпал все же из мира Ф-1. По сюжету, за титул между собой борются два пилота. Первый — двукратный чемпион серии, харизматичный немец Бо Бранденбург (Тиль Швайгер), пилотирующий, по стечению обстоятельств, красную машину — как и Михаэль Шумахер. Второй — молодой гонщик Джимми Блай (Кип Парду), который не только инициалами и молодостью похож на дебютировавшего в то время в Ф-1 Дженсона Баттона. Блай выступает за команду прикованного к инвалидному креслу Карла Генри (Барт Рейнольдс): к моменту выхода фильма Баттон как раз откатал свой первый сезон в Ф-1 за команду сэра Фрэнка Уильямса.

Прообразов для героя Сталлоне не было — в картине он исполняет роль умудренного опытом Джо Танто, напарника Блая, который помогает молодому гонщику не только на трассе, но и, как водится, в жизни.

В фильме Сталлоне есть все, что нужно нормальному американскому боевику: взрывы, погони, аварии и конечно женщина — Блай и Бранденбург не могут поделить не только асфальт, но и роковую красотку Софию (Эстелла Уоррен). В общем, «Driven» — это один из тех американских фильмов, когда ты еще в начале знаешь не только чем, но и как он закончится.

В основу самой свежей на данной момент картины про Ле-Ман лег сюжет известного комикса о гонщиках. И, как это часто бывает с такими проектами, создатели «Мишеля Вальяна» размахнулись по максимуму: одним из авторов сценария стал поднаторевший к тому времени на фильмах про таксистов популярный Люк Бессон, а съемки частично проходили во время «24 часов Ле-Мана» 2002 года.

Сюжет прост: борьбу за победу в гонке ведут две непримиримые команды «Вальян» и «Лидер». Причем, как это принято в комиксах, зрителю с самого начала становится понятно, какая из них представляет «добро», а какая — «зло». «Лидеры» пытаются вывести из борьбы коллектив талантливого и быстрого Мишеля Вальяна (Сагамор Стевенен) любыми доступными способами: они предпринимают попытку сбить с дороги фуру, везущую болиды «Вальяна» на трассу, а затем похищают отца Мишеля. Выкупом, как легко догадаться, должно стать поражение в гонке.

Если не относиться к фильму как к серьезной картине про автогонки, то ничто не мешает назвать его удачным. Тем не менее, настоящие спортивные фанаты творение Луи-Паскаля Кувлера и Люка Бессона встретили с ожидаемой прохладцей.

«Сенна» — единственный в этом списке фильм, который нельзя назвать художественным. Но и документальным он тоже является лишь отчасти. Режиссер Азиф Кападия отказался от привычного для этого формата закадрового текста — помимо документальных хроник, картина включает в себя несколько интервью с журналистами, с людьми, с которыми Сенна был близок, и с его главным соперником Аленом Простом.

Долгое время ходили разговоры о том, что история Сенны ляжет в основу художественной картины, а на роль самого Айртона прочили внешне похожего на него Антонио Бандераса. Семья гонщика даже дала согласие на съемки, но в итоге фильм о «Волшебнике» вышел только сейчас, спустя 15 лет после его гибели, и таким, каким его увидел Кападия.

Заручившись поддержкой Берни Экклстоуна и семьи Сенны, режиссер получил доступ к огромному архиву не публиковавшихся до того записей: здесь и семейные съемки Айртона из Бразилии, и пленки, хранившиеся в телевизионных архивах владельца Формулы-1.

Существуют две версии фильма: короткая, в 106 минут, и увеличенная — почти трехчасовая. Картина уже получила несколько престижных наград — в том числе и в США, где Формула-1 далеко не так популярна, как в Европе.

Scriptio: Олег Карпов.

17 февраля 2012 г. 06:07:00 / Motor

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

KIA Cerato 2.0 AT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 284 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

KIA Rio седан 1.6 MT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
794 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, бежевый

УАЗ 3303 2.7 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
641 990  Руб.
2018 г., пробег 0 км, серебристый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»