Как должен был выглядеть «Запорожец»

Фото из архива ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»

«Российская газета» рассказывает о советском проекте автомобиля, который имел все шансы стать первым «Запорожцем» — НАМИ-050 «Белка». При схожих с итоговым вариантом технических характеристиках, внешне эта машина выглядела пооригинальнее иных современных концепт-каров.

«Запорожец»

Советские модели автомобилей ЗАЗ стали по-настоящему знаковыми: доступность, дешевизна и весьма неплохие для своего времени технические характеристики сделали «горбатые» и «ушастые» действительно народными автомобилями. Стоили «Запорожцы» в несколько раз дешевле «Москвичей» или «Жигулей», не говоря уже о «Волгах». Популярности продукции ЗАЗ прибавляли и различные модификации — именно эти автомобили сделали возможным пользование персональным транспортом для инвалидов.

Возможности сервиса Quto по подбору нового автомобиля.

Автомобиль «Запорожец»

Конечно, в силу разных обстоятельств «Запорожцы» начали устаревать уже к 70-м годам прошлого века, и в наши дни стали по большей части объектами шуток. Не в последнюю очередь такое отношение к ним сложилось из-за своеобразного внешнего вида. Однако, если углубиться в историю, можно обнаружить, что появление такого любопытного дизайна было обусловлено вполне логичными мотивами создателей.

Немного предыстории

Идея советского «народного» автомобиля стала набирать популярность в 50-х годах. На это же десятилетие приходится и идея массового строительства жилья, чуть позже вылившаяся в возведение повсеместных «хрущевок». Именно в это время, когда народ перевел дух от военных лет, появился запрос на скромные, но доступные блага — чтобы было, что называется, «дешево и сердито». В плане транспорта этот социальный запрос можно было бы сформулировать так: небольшой и недорогой автомобиль для двух-четырех человек, хоть даже что-то среднее между мотоциклом и автомобилем.

В конечном итоге именно наличие такой потребности и привело к созданию «Запорожца». Первоначально производство таких машин планировалось наладить на МЗМА, однако конвейеры «Москвича» были загружены другими моделями, и было принято решение адаптировать для этой цели завод «Коммунар», ранее производивший сельскохозяйственную технику. Позже его переименовали в Запорожский автомобилестроительный завод. Разработкой же прототипа будущего «Запорожца» занялся Научный автомоторный институт (НАМИ), сотрудниками которого было разработано немало легендарных моделей отечественного автопрома.

На облик не только итогового варианта, но и множества прототипов «Запорожца» повлиял ряд факторов. Во-первых, потребность создать компактную микролитражку, способную «выживать» в непростых природных условиях разных уголков СССР, обязывала создателей сделать автомобиль заднеприводным и заднемоторным, что позволяло и сохранить высокую проходимость, и избежать громоздких габаритов в конструкции автомобиля. Во-вторых, всеобщей тенденцией мирового автомобилестроения тех лет было создание двухдверных заднемоторных седанов: большинство советских машин привычной четырехдверной конструкции было на тот момент скорее «исключением из правил».

«Белка»

В процессе работы конструкторский гений сотрудников НАМИ выдал множество любопытных вариантов будущего автомобиля. Однако, пожалуй, самый интересный проект родился в сотрудничестве с Ирбитским мотоциклетным заводом. Письма с просьбами о создании компактной машины для массового потребителя приходили и в адрес руководства этого предприятия, и с подачи местного конструктора Федора Алексеевича Реппиха здесь началась работа над машиной, которая могла стать самым оригинальным образцом советского автомобилестроения.

Проектный автомобиль «Белка»

Проект получил название «Белка» в честь знаменитых ирбитских пушных ярмарок. Внешне автомобиль был поистине уникальным: «подрезанный» спереди кузов, расположенный сзади мотор, дверь для посадки на задние сиденья только с правой стороны. Но самое главное — откидывающаяся вверх-вперед передняя часть кузова, через которую производилась посадка на места водителя и переднее пассажирское. Автором этой экстравагантной конструкции стал основоположник советской школы автодизайна Юрий Аронович Долматовский.

Проектный автомобиль «Белка»

Для технических характеристик «Белки» была разработана не менее оригинальная концепция «5×5»: объем двигателя 0,5 литра, 5 посадочных мест, 0,5 тонны сухой массы и т. д. Кроме всего прочего, для сельской местности была предложена специальная комплектация, которая чем-либо вроде дверей не обладала вовсе.

За полгода на Ирбитском заводе создали несколько опытных образцов, с ними ознакомили даже высших лиц государства. Однако за основу первого «Запорожца» все же взяли иномарку FIAT 600. На то были веские причины: оригинальная «Белка», к сожалению, из-за своей экспериментальной конструкции оказалась недостаточно безопасной и герметичной. В 1960 году в серийное производство вышел «горбатый» ЗАЗ-965, внешне схожий со своим итальянским «собратом».

Кто знает, какая судьба ждала бы эту модель, если бы выглядела она именно так.

Проектный автомобиль «Белка»

Scriptio: Марат Прохорушкин

1 июня 2014 г. 14:05:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus





все →
Спецпредложения:

УАЗ Patriot 2.7 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС LADA Волгоградский пр.
839 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, зеленый

LADA Largus Cross 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
677 400  Руб.
2017 г., пробег 0 км, коричневый

Hyundai Santa Fe 2.4 AT 4WD
в автосалоне АГ-Моторс
2 066 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, white crystal

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»