Опубликовано 21 октября 2022, 17:00
4 мин.

Эксклюзив Quto: правила движения и транспортный налог в 1915 году

Оказалось, что за минувшее столетие автомобильное законодательство не сильно изменилось.
Сегодня правила дорожного движения довольно сложны. Но в дореволюционной России ограничений было гораздо меньше, а водительское удостоверение можно было получить раньше, чем сегодня. При этом уже в то время на улицах Санкт-Петербурга действовали ограничения скорости, а автомобилисты должны были платить транспортный налог. Благодаря совместному проекту Quto.ru с Национальной электронной библиотекой мы смогли изучить книгу 1915 года, в которой описаны принципы работы основных узлов и агрегатов дореволюционных машин, а также ознакомиться с основами безопасного вождения и законодательства.

Безопасность движения

В первую очередь, автор книги напоминает водителям об опасности «закидывания, виляния и скольжения». Иными словами — заноса.

«Автомобиль закидывается, когда задние колёса скользят вбок. Автомобиль скользит, когда передние колёса скользят в сторону и машина больше не слушается руля. Автомобиль виляет, когда он двигается по прямой дороге без воздействия руля, но не прямо, а змееобразно», — отмечает Писаренко Г.

Эксклюзив Quto: правила движения и транспортный налог в 1915 году

К слову, в случае возникновения заноса писатель рекомендует немедленно выключить «конус». Из описания технических характеристик дореволюционных автомобилей мы узнали, что так в 1915 году называли педаль сцепления.

В книге говорится, что самым простым способом избежать неприятных ситуаций на дороге является соблюдение правил дорожного движения, а также отказ от резких маневров. Особенно в поворотах. Кстати, это совпадает с рекомендациями современной Госавтоинспекции.

«Скорая езда в поворотах имеет много недостатков и ни одного достоинства. Она не соответствует полицейским правилам, представляет большую опасность (большая часть несчастных случаев происходит в быстрых поворотах), а также неприятна для ездоков», — отмечает автор.

Упоминается, что по городским улицам нужно ездить с большой осторожностью, а водитель должен ни на секунду не забывать, что на проезжую часть внезапно могут выбежать дети. Также рекомендовано опасаться появления пешеходов или велосипедистов. Таким образом, за прошедшее столетие дорожное движение в России не сильно изменилось.

Эксклюзив Quto: правила движения и транспортный налог в 1915 году

В случае остановки автомобиля вследствие недостатка бензина водитель, к которому обратились за помощью, должен дать просящему топливо из излишка своего запаса. Этот бензин должен быть оплачен немедленно наличными.

Кстати, писатель убеждён, что пассажирам не следует разговаривать с автомобилистами и отвлекать их от управления «сложным механизмом ни на секунду». И тем более давать водителям советы.

«Замечания и частые окрики могут только раздражать шофёра. Он теряет спокойствие — самое важное качество при управлении автомобилем», — говорится в книге.

ПДД 1915 года

Согласно ПДД, действующим в Санкт-Петербурге в 1915 году, легковые автомобили могли передвигаться по всем улицам города, а грузовики — только по заранее утверждённым городской управой маршрутам. Сегодня подобные ограничения с пропускной системой действуют в Москве — это называется грузовой каркас.

Эксклюзив Quto: правила движения и транспортный налог в 1915 году

В перечне обязательного оборудования значились гудок, «хотя бы один» фонарь спереди (работающий на минеральном масле, ацетилене или электричестве) и сзади (он должен освещать госномер), система экстренного торможения, задняя передача, а также некое приспособление, «которое лишало бы посторонних лиц возможности пускать в ход автомобиль во время отсутствия управляющего им».

Чтобы получить разрешение на передвижение по северной столице, водители должны были получить госномер. Для этого нужно подать заявление в городскую администрацию, в котором должны быть прописаны технические характеристики и, помимо прочего, место парковки автомобиля. Машину нужно было обязательно предоставить на осмотр эксперту.

А вот водительское удостоверение можно было получить по достижении 17 лет. Для этого заранее нужно сдать экзамен на знание двигателей и получить водительскую медсправку.

Максимальная скорость движения по городским улицам составляла 15 вёрст в час (около 16 км/ч). Во время поворотов обязательно нужно было замедляться, а вот срезать углы было строго запрещено.

Дорожные знаки

Дорожные знаки

В соответствии с правилами, включать светотехнику нужно было одновременно с уличными фонарями.

Транспортный налог

Сборы платят владельцы всех транспортных средств, которые ездят в черте города, за исключением автомобилей, принадлежащих дипломатическим представителям, казённым учреждениям и используемым для казённых надобностей.

Оплатить налог нужно было до 1 мая. Сумма сбора для владельцев легковых автомобилей составляла 3 рубля с лошадиной силы, грузовых — по 1 рублю с силы. Кстати, в то время зарплата фельдшера составляла 40 рублей, чиновника среднего класса — 62 рубля, а тайного советника или армейского генерала — 500 рублей. Так что не только покупка новой машины обходилась в начале прошлого века недёшево, но и её содержание.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«За несвоевременную или неполную уплату сбора взимается пеня в размере 50% от неуплаченной суммы», — предупреждает писатель.

Зато если водитель заплатил налог в любом другом городе России, то платить сбор в Санкт-Петербурге уже не нужно. Как минимум «на тот срок, на который сбор был уплачен в том городе». Подтверждался факт оплаты при помощи специального металлического жетона.

Автомобильные новости