quto.ru
Опубликовано 14 марта 2017, 10:40

Как спасти систему ОСАГО

Оставшийся без страхового возмещения водитель, в машину которого врезался другой автомобилист без полиса ОСАГО, спровоцировал в интернете обсуждение глобальной реформы автострахования.

Оставшийся без страхового возмещения водитель, в машину которого врезался другой автомобилист без полиса ОСАГО, спровоцировал в интернете обсуждение глобальной реформы автострахования.

Сегодня, если виновник аварии странным образом не имеет полиса ОСАГО, а потерпевший не страховал машину по КАСКО, последнему помощи ждать неоткуда. Автомобиль придется восстанавливать за собственный счет, либо подавать в суд на оппонента. В приведенном выше примере виновник ДТП живет в Москве по временной регистрации и водил старые «Жигули» по доверенности. Шансы получить с него сумму на ремонт дорогой иномарки минимальны. Потерпевший пожаловался, что уже на дороге, сразу после аварии, виновник ухмылялся ему в лицо и заявлял, что платить не станет. Инспектор ГИБДД лишь выписал гостю столицы штраф 800 рублей за отсутствие полиса обязательной автогражданки.

Ситуация спровоцировала бурное обсуждение в интернете справедливости нынешней системы страхования. Причем в спор оказались вовлечены не только простые наблюдатели, но и эксперты, и правозащитники. После традиционного обмена полярными мнениями — от «сам виноват, надо было покупать КАСКО» до «виновато государство, которое не обеспечивает соблюдение законов об обязательной автогражданке» — родилась идея развернуть нынешнюю систему страхования вверх ногами.

Как спасти систему ОСАГО

По мнению замруководителя московского ЦОДД Александра Евсина, люди должны в обязательном порядке застраховывать не гражданскую ответственность, а собственный автомобиль! Автор нововведения делает акцент именно на обязательности такого полиса. Новый вид страхования, по его словам, позволит любому автомобилисту быть спокойным за машину. Что, в общем, и является главной целью самого института страхования.

Что нужно знать автомобилисту об ОСАГО.

При этом, как считает г-н Евсин, не должно быть никаких лимитов покрытия — страховая компания должна полностью оплачивать любой ремонт, а стоимость полиса обязательного страхования автомобиля (ОСА) необходимо привязать к страховой стоимости машины. Проблему неисполнения закона — если автомобилисты станут манкировать покупкой полиса ОСА — эксперт предлагает решать кардинально. Он считает необходимым в таком случае ввести мораторий на любые претензии к виновнику аварии по материальному ущербу!

Предложение, особенно, в части запрета на претензии, весьма экстравагантное. Здесь и обнаруживается первое слабое место идеи: если пострадавшей стороне и будет наплевать на виновника ДТП — полис ОСА покроет ремонт, — то уж страховая компания спустит с оппонента три шкуры. И хорошо, если цивилизованным способом, через суд. Кстати, возвращаясь к конкретному приведенному выше примеру, шансов разобраться с негодяем в суде у нее так же будет немного. Следовательно, остается неформальное общение и... привет, 90-е годы.

Вероятно, по такой же схеме станут работать и преступники. Они тоже быстро вспомнят «разборки» на дорогах 20-летней давности: даже имея обязательный полис ОСА, почему бы не потребовать с виновника аварии (настоящей или подставной) еще денег? Зная, что никакого ОСАГО — то есть переложенной на страховую компанию ответственности — у «простого» автомобилиста теперь нет.

Как спасти систему ОСАГО

Такой вариант развития событий готов предусмотреть правозащитник Петр Шкуматов, развивая идею Евсина и предлагая ее модифицированный вариант. По мнению г-на Шкуматова, обязательных полисов должно быть целых два — ОСА и ГО (гражданской ответственности). Но, в основном, он согласен с экспертом: фактор обязательности (читай, массовости) страхования собственного автомобиля резко снизит стоимость полиса. Ведь сейчас по добровольному КАСКО страхуется лишь 7% автомобилистов. Что, по словам г-на Шкуматова, и обуславливает чрезвычайно высокий ценник на такую услугу.

Любопытно, что даже сама страховая индустрия восприняла экстравагантное предложение неоднозначно. Казалось бы, страховщики должны быть полны энтузиазма. Но, по словам экспертов индустрии, обязательное страхование автомобиля невозможно загнать в единые условия для всех компаний. Тарифы, франшизы, рассрочки, дополнительные условия зависят как от класса автомобиля и его возраста, так и от организации портфеля самой страховой компании. По словам страховщиков, унифицированная обязательная система не сможет работать эффективно.

Автомобильные новости