Почему жители юга России не пересядут на двухколесный транспорт

В южных городах велосезон длится долго, а из-за многочисленных пробок двухколесный мобильный транспорт оказался достойной альтернативой неповоротливому четырехколесному.

Но несмотря на ежегодные обещания местных властей, инфраструктура для развития велосипедного движения не появляется, и ездить в городе на велосипеде можно только с риском для жизни.

Каждый вечер, возвращаясь с работы, все мы становимся очевидцами нелепого шоу на дороге. В потоке толстых автобусов и еле сдерживающих свою энергию иномарок откуда ни возьмись выныривают тонкие силуэты велосипедистов. Они то прижимаются к самой обочине, где по выделенной полосе идет пассажирский тяжеловоз — маршрутные автобусы и такси, то вдруг вырываются в левые ряды, технично лавируя, обгоняя, подрезая. Каждый раз с замиранием сердца думаешь: а вдруг велосипедист упадет? Не рассчитает силы и скорость? Или водитель маршрутки решит, что он проворнее?

Обустройство специальных велосипедных дорожек и тем более сопутствующей инфраструктуры идет в Ростове-на-Дону крайне медленно и явно не поспевает за стремительно развивающимся велодвижением. Так, по данным департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения городской администрации, в 2012 году в Западном жилом массиве была выделена лишь одна велополоса, протяженностью 2,3 километра. На следующий год в Северном жилом массиве появилась обособленная велосипедная дорожка аж на целых 0,7 километра. Еще одна велодорожка длиной 0,9 километра протянулась там же в парке Дружбы. В 2014 году уже в центре города были выделены велополосы протяженностью 0,9 и один километр. Но этого катастрофически мало.

Интереснейшие автомобильные инновации читайте тут.

Ростовские велолюбители давно мечтают о велодорожках, соединяющих спальные районы с центром. Местные власти обещают решить эту проблему не первый год, но пока ситуация не обнадеживает.

— Общая протяженность велосипедных дорожек в городе Ростове-на-Дону составляет 7,2 километра. Работа в данном направлении продолжается, ведется расчет затрат, — сообщили корреспонденту «РГ» в пресс-службе горадминистрации.

Проблемой Ростова, особенно в центральной его части, являются узкие улицы, на которых порой невозможно проложить велодорожку, не ущемляя интересы автолюбителей или пешеходов. Проезду велосипедистов мешают также стихийно возникающие парковки и многочисленные нарушения правил дорожного движения со стороны автомобилистов. Об этом ростовские велолюбители особенно часто пишут в соцсетях.

— У нас нарушение ПДД, проезд на красный — это нормальное дело, а о велосипедах вообще говорить не стоит. Также у нас на дорогах не соблюдается скоростной режим, — считает ростовский велосипедист Даниил Прохоров.

Впрочем, гармонично сосуществовать с пешеходами тоже получается далеко не всегда, ростовчане упорно игнорируют разметку велодорожек на тротуарах.

Жалуются и любители экстремального велоспорта. По их словам, в городе нет специально оборудованных и подходящих для тренировок площадок, а единственная коммерческая площадка не окупалась и в итоге была закрыта.

— Приходится ездить в другие города для тренировок, — сокрушается велоэкстремал Глеб Солотенко.

Но этот город отнюдь не Волгоград.

Ситуация в городе на Волге — зеркальное отражение ростовской истории.

Велосипед как средство передвижения в Волгограде становится все более популярным, особенно среди молодежи. И это оправданно: для города-миллионника большой протяженности, испытывающего проблемы всех крупных городов с переизбытком автомобилей, пробками, нехваткой парковок в центре велосипеды действительно могут стать выходом. Однако вся инфраструктура для велосипедистов в городе исчерпывается наличием велопарковок у некоторых торговых центров, магазинов, на набережной. Самая главная проблема — отсутствие велодорожек.

— Я часто езжу на велосипеде по делам, причем не одна, а с ребенком, — говорит молодая мама Наталья Корнеева. — Получается так, что мы, велосипедисты, на проезжей части мешаем автомобилям, а на тротуаре — прохожим. Но когда я с сыном, чаще стараюсь ехать все же по тротуарам — так безопаснее.

В бытность мэром Ирины Гусевой (сейчас она представляет Волгоградскую область в Совете Федерации) были большие планы по развитию велосипедной инфраструктуры. Но пока что ничего из них не осуществилось.

Как сообщили в администрации Волгограда, в бюджете города на 2015 год выделено около 4,3 миллиона рублей на устройство велодорожки на верхней террасе Центральной набережной, в июле должен был состояться аукцион на проведение строительно-монтажных работ. Кроме того, разработана проектно-сметная документация на строительство велодорожек вдоль проспекта Ленина, от площади Дзержинского в Тракторозаводском районе до площади Возрождения в Краснооктябрьском, и в Красноармейском районе по маршруту улица Фадеева — улица Бахтурова — проспект Канатчиков. Но когда дойдет дело до их строительства, неизвестно.

Как себя вести, если сотрудник ГИБДД предложил пройти тест на алкоголь.

В администрации также решают, можно ли сделать велодорожку в Центральном районе от памятника Рокоссовскому на улице 7-й Гвардейской до площади Возрождения.

— Все эти проекты и еще десять сверху я предлагал администрации еще два года назад, — негодует лидер волгоградского движения велосипедистов «Велоконтроль» Серго Нарсия. — И до сих пор нет ни плана развития, ни рабочей группы, ни ответственных за проект лиц. Не говорят даже сроки, когда построят велодорожки, на которые уже есть проектно-сметная документация.

«Велоконтроль» пытается привлечь к решению проблем волгоградских депутатов, устраивает вместе с ними «велопатрули» для выявления болевых точек каждого конкретного района. Причем обязательное условие таких патрулей — каждый приезжает на своем «двухколесном друге». Но пока что факт остается фактом: в Волгограде нет ни одной специальной дорожки для велосипедистов.

Какая польза от велосипеда

1. Здоровье

Мужчины, которые регулярно ездят на велосипеде, не страдают самой распространенной мужской болезнью — аденомой простаты. Девушки-велосипедистки могут не бояться целлюлита и варикозного расширения вен. И те и другие не имеют избыточного веса, ведущего ко многим болезням. Укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

2. Душевное состояние

Езда на велосипеде очень расслабляет. Это хорошее антистрессовое средство. Независимо от того, для удовольствия вы катаетесь или едете по делам, вы почувствуете прилив радости и энергии.

3. Экономия времени

Средняя скорость велосипеда в городе составляет 17 — 23 километра в час, при этом он объезжает любые заторы. Средняя же скорость автомобиля в загруженном мегаполисе составляет 30 — 40 километров в час, но при этом он застревает в пробках.

4. Экономия денег

Езда на велосипеде не требует покупки вечно дорожающего топлива, оплаты ежегодной страховки, стоянки и мойки. Техническое обслуживание и ремонт велосипеда в десятки раз дешевле, чем самого простого автомобиля. Качественный велосипед при должном уходе и бережном обращении будет служить своему владельцу не менее десяти лет.

Scriptio: Ксения Бурменко , Лариса Ионова , Руслан Мельников.