У будущей полиции отнимут мигалки
Будущая российская полиция, возможно, будет лишена права выдачи разрешений на спецсигналы. Этот вопрос обсуждают в Госдуме в рамках подготовки закона "О полиции" ко второму чтению.
Подробности выяснял корреспондент "Вести ФМ" Сергей Ткачук.
В июле прошлого года президент Дмитрий Медведев предложил собрать мнения граждан по поводу нового законопроекта, регулирующего деятельность МВД, а позже обнародовать его в Интернете.
Как выяснилось, среди множества комментариев к документу львиную долю занимает вопрос регулирования выдачи спецсигналов. Сейчас действующим законодательством предусмотрено оснащение спецсигналами около 900 служебных автомобилей, принадлежащих различным государственным ведомствам. На самом деле только в Москве насчитывается более 1,5 тысячи машин с мигалками.
Чтобы система была более прозрачной и можно было понимать, кому и на каком основании выдан спецсигнал, необходимо создать общую базу данных, чтобы каждый мог ей пользоваться, считает руководитель общественного проекта "Обеспечение безопасности дорожного движения" Константин Крохмаль.
"Если создастся централизованная служба выдачи мигалок, то у каждой будет номер. Если будет волевое решение, то на сайте можно вывесить конкретные мигалки, которые закреплены за конкретными водителями. Дело в том, что, когда гаишник останавливает автомобиль, он пробивает по своей базе номер машины - числится ли в угоне и так далее. То же самое можно проверять и по этим устройствам и сделать всё это публичным. Потому что человек, который занимает определенный пост, его и так все знают. Почему он шифруется по машине?", - отмечает эксперт.
А для того, чтобы появилась какая-то прозрачность поведения таких машин на дорогах, надо установить систему жесткого контроля, говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
"Сейчас для того, чтобы контроль сделать прозрачным, надо создавать межведомственную комиссию, в которую будут поступать, прежде всего, сигналы граждан. Туда поступает информация о том, что в такое-то время автомобиль с таким-то номером нарушил ПДД, включив спецсигнал. Если будет оперативно проводиться проверка действий водителя спецтранспорта и он будет наказан жестко (в том случае, если он не выполнял оперативного служебного задания), тогда, возможно, порядок можно навести", - комментирует он.
Также необходимо сократить количество машин, имеющих спецсигналы. По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, проблема состоит не в том, какая организация регистрирует мигалки, а в том, кто ими имеет право пользоваться.
"С моей точки зрения, право на эти маячки должны иметь только машины оперативных служб, предназначенные для обеспечения жизни и здоровья людей. Пока же сохраняется право на эти спецсигналы для машин чиновников, депутатов, в общем, нашей номенклатуры, кому бы вы ни отдали регистрацию, всегда будут злоупотребления, всегда будут отклонения. Сейчас ведь злоупотребления не потому, что милиция плохая, а потому, что нет прозрачности в самой системе мигалок. Пока у вас хотя бы тысяча есть, которыми может пользоваться то или иное должностное лицо, у вас к этой тысячи всегда может добавиться и вторая, и третья, и четвертая. Что, собственно говоря, и происходит", - поясняет Похмелкин.
Не очень понимает, зачем передавать права на регистрацию спецсигналов от ГИБДД другой организации, и экс-глава этого ведомства, член Совета Федерации Владимир Фёдоров.
"Право - кому иметь мигалки - определяется правительством РФ. Есть соответствующее постановление, где расписано, что и кому положено, а МВД является только техническим исполнителем. Конечно, это исполнение можно поручить кому угодно. Но надо ли создавать новую структуру, новую контору? И будет ли она более прозрачной, чем ДОБДД, я не готов сказать. Если это функция государства, значит, должен исполнять госорган. Кому можно отдать? Ну, давайте в Минюст. Там есть регистрационная палата. Давайте еще куда-то. Такие же чиновники будут - вот и все", - рассуждает Фёдоров.
Кому именно собираются отдать право выдачи разрешений на спецсигналы, пока неизвестно. Также, как неизвестно, по какому принципу будут эти разрешения выдаваться впредь.
Scriptio: Сергей Ткачук.