Опубликовано 17 августа 2024, 14:27
3 мин.

Все ужасы Сахары: впечатления русских автомобилистов от пустыни 1915 года

Продолжаем изучать путевые заметки путешественников в Африку
Продолжаем изучать путевые заметки путешественников в Африку. Появление автомобилей заметно расширило возможности путешествий. И, если сегодня у туристов есть масса возможностей добраться в любую точку мира за несколько часов, то в начале XX века ещё не летали самолёты, и для получения новых впечатлений приходилось садиться за руль. Вот только в то время не было безопасных скоростных шоссе, да и машины были не настолько комфортными, как современные. Что не помешало петербуржцу Андрею Энгелю совершить путешествие из Монако в Ниццу вокруг Средиземного моря. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла ознакомиться с путевыми заметками автомобилиста и его товарищей.
rusneb.ru

Путешественники успешно тронулись в путь протяжённостью 11 000 км, проехали Франции и Испании, благополучно погрузились на пароход и добрались до Алжира. Там, пройдя все бюрократические формальности и немного отдохнув, они отправились в столицу этой страны — город Алжир. Где их настигли дожди, вынудившие выехать в дальнейший путь.

По дороге в Сетиф их путь пролегал через одно из наиболее живописных местных шоссе, которое было вырублено в скалах на берегу моря в 1894 году. Но насладиться сполна видами туристам помешал зарядивший на весь день ливень и вынудивший поднять крышу, из-за которой почти ничего не было видно.

Все ужасы Сахары: впечатления русских автомобилистов от пустыни 1915 года

© rusneb.ru

«Погода окончательно испортилась. Остальную часть приморской дороги мы уже не видели: проехали как ночью все туннели, обрывы и скалы, простились с морем надолго и свернули на дорогу в Сетиф», — пишет автор.

К слову, город одновременно был столицей области, занятой хлебопашеством. Именно здесь жили все окрестные землевладельцы, которые были состоятельными людьми. А чтобы удобнее было ездить по своим угодьям, почти все они купили машины. Так что по уровню автомобилизации этот населённый пункт обгонял большую часть европейских городов.

Все ужасы Сахары: впечатления русских автомобилистов от пустыни 1915 года

© rusneb.ru

При этом сам он больше напоминал большую деревню, в которой решительно не на что было смотреть. Поэтому автомобилисты остановились на обед и поехали дальше, в Константину.

Добрались они уже к вечеру, изрядно продрогнув. Дело в том, что в этой гористой местности температура была достаточно низкой, с пронизывающим ледяным ветром. А после ночи в гостинице, в которой не было отопления, их ждал совсем уж неприятный сюрприз: на улице шёл снег и было морозно.

Все ужасы Сахары: впечатления русских автомобилистов от пустыни 1915 года

© rusneb.ru

Раз уж погулять и осмотреть город не удалось, туристы решили ехать дальше, в Сахару и город Бискра. Но когда они всё же добрались до цели, первым их впечатлением было разочарование: увы, раскинувшийся перед товарищами пейзаж был ничем не примечателен. Ещё больше настроение портила погода: свирепый ледяной ветер не стал слабее, да и на улице всё ещё было очень холодно.

«Тут мы получили законное право усомниться в правдивости рекламы о вечном лете в Бискре. Солнце светило очень ярко, но почти не грело, небо было синее, чистое, но холод и ветер заставляли совершенно забыть о том, что мы в Сахаре», — отметил автор.

Все ужасы Сахары: впечатления русских автомобилистов от пустыни 1915 года

© rusneb.ru

Сам город был серым, грязным и больше напоминал трущобы, чем райский уголок. Отель был под стать Бискре, с грязными холодными номерами, а кормили там скверно. Не нашли плюсов путешественники и в его окрестностях, а среди основных развлечений значились танец живота и курение опиума — поддельного.

Попытались туристы выехать на осмотр пустыни, но бескрайние песчаные дюны их не впечатлили. Не встретилось им и караванов с верблюдами, хотя самих животных было достаточно много. Да и холод, преследовавший путешественников, никак не хотел отступать. Так что друзья приняли решение не задерживаться здесь и ехать обратно в Константину.

Все ужасы Сахары: впечатления русских автомобилистов от пустыни 1915 года

© rusneb.ru

Полностью ознакомиться с книгой «По Африке на автомобиле» от 1915 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Однако осуществить задуманное не удалось. В нескольких десятках километров Энгельс услышал, что двигатель начал стучать. Быстро найден был и виновный в этом: накануне Боб Вилсон решить промыть мотор керосином и без масла. Пришлось разворачиваться и ехать обратно, перебирать агрегат.

Автомобильные новости