Права с "автоматом"
Правительство РФ опубликовало подписанный премьером Владимиром Путиным план по внесению изменений в действующую практику выдачи водительских удостоверений. Фактически чиновники из Белого дома утвердили пакет нормативных документов, которые должны быть приняты в ближайшее время, чтобы частные автошколы получили право самостоятельно принимать теоретический и первую часть практического экзамена на вождение.
Кроме того, согласно этому документу, наконец-то появится нормативная база, необходимая для сдачи экзаменов на автомобилях с автоматической трансмиссией, а Госавтоинспекция будет обязана публиковать на своих сайтах статистику аварий с участием начинающих водителей, в которой будут указываться цифры по всем действующим в регионе автошколам и принимающим экзамены отделениям ГИБДД.
Чтобы воплотить эти замыслы в жизнь, в Белом доме собираются внести изменения в закон "О безопасности дорожного движения", а также утвердить целый пакет документов, начиная от постановлений правительства и заканчивая приказами МВД и Минздравсоцразвития.
К сожалению, детальное содержание этих нормативных актов неизвестно, но зато в нашем распоряжении есть сам "План по реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений", с помощью которого можно составить представление о том, каким образом чиновники собираются реформировать государственный порядок выдачи прав.
Экзамены без автоинспекторов
Главное нововведение – возможность сдавать экзамены на права в автошколе без сотрудников ГИБДД. Для этого чиновники собираются внести изменения в закон "О безопасности дорожного движения", которые позволят аккредитованным учебным заведениям самостоятельно принимать теоретическую часть и первый этап практического экзамена (который больше известен автомобилистам как "площадка"). Вторая часть практического экзамена - "город" - будет по-прежнему приниматься инспекторами.
Для того чтобы аккредитоваться, школам придется обзавестись компьютерами для проверки теоретических знаний, а также системами аудио- и видеозаписи и автоматизированными автодромами для сдачи практики на площадке. Но в этот раз учебные заведения не заставляют покупать дорогостоящие оборудование в принудительном порядке, как это было год назад, когда Минобразования утвердило новые требования к автошколам.
Согласно тем требованиям, для получения обязательной лицензии на ведение образовательной деятельности автошколе необходимо было приобрести технику, стоимость которой, по оценкам экспертов, составляла около 600 тысяч рублей. В результате ФАС возбудила дело против Минобразования, МВД и Минтранса, обвинив их в ограничении конкуренции. Видимо, под впечатлением от этой истории правительственные чиновники теперь решили сделать аккредитацию на право проведения экзаменов добровольной.
Для водителей такое новшество наверняка будет полезно. По крайней мере, если эта система заработает, то появится весомый довод в пользу передачи всех трех частей экзамена из рук ГИБДД частникам. Однако, как считает лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, автоинспекторы не скоро согласятся расстаться со своими полномочиями по выдаче водительских удостоверений. "Сотрудники ГИБДД вряд ли пойдут на такой шаг, потому что для них, отчасти, это еще и потеря одной из зон контроля. А зона контроля, как это известно, в нашем государстве часто служит источником личной прибыли", - заявил он "Ленте.Ру".
Еще одно важное новшество, которое российским автомобилистам обещают уже несколько лет – в утвержденном плане есть пункт, благодаря которому автошколы наконец-то смогут создать отдельные обучающие программы для водителей, собирающихся управлять автомобилями с автоматической коробкой передач, а у инспекторов появятся новые бланки водительских удостоверений с соответствующей пометкой. Для этого чиновникам также придется внести изменения в закон "О безопасности дорожного движения".
Владельцы прав, разрешающих ездить только на автомобилях с автоматической трансмиссией, впоследствии смогут получить и обычную категорию "В", но для этого им сначала придется сдать практический экзамен на машине с "механикой". А вот как именно будет называться новая категория, пока неизвестно.
ДТП счет любят
Кроме внесения изменений в процедуру получения прав, чиновники решили наладить сбор информации о начинающих водителях. Это означает, что данные обо всех авариях, в которых участвовали автомобилисты со стажем менее двух лет, должны быть доступны для всех желающих. Обнародовать эту статистику планируется на сайтах региональных отделений Госавтоинспекции, и она будет содержать информацию не только о том, в какой автошколе обучался попавший в ДТП водитель, но и где ему выдали права.
Все, что для этого нужно – изменить порядок заполнения карточки учета дорожно-транспортных происшествий, чтобы в нее могла попасть нужная информация. Кстати, в Москве такие цифры уже есть. По этой статистике оказалось, что около 30 процентов попавших в аварию автомобилистов готовились к сдаче экзамена самостоятельно, и теперь, как сообщает газета "Коммерсант", в ГИБДД хотят запретить экстернат.
В Белом доме, видимо, решили навести порядок и в других бумагах. Так, планом предусмотрено введение единого бланка медицинской справки о допуске к управлению машиной, а также создание федеральной базы данных, с помощью которой медицинские учреждения, выдавшие этот документ, будут сообщать автоинспекторам не только о сроке действия справки, но и о ее аннулировании, а также о случаях, когда водитель был допущен к управлению автомобилем с ограничениями по медицинским показаниям.
Кроме того, чиновники хотят упорядочить и выдачу свидетельств об окончании курсов подготовки водителей. Для них планируется создать похожую базу.
Что думают в автошколах
Представители учебных заведений, занимающихся подготовкой водителей, утвержденным правительством планом, в принципе, довольны. Как пояснила "Ленте.Ру" президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, в этом документе есть положения, которые непременно окажут положительное влияние на процедуру выдачи водительских удостоверений.
К числу таковых Шутылева отнесла появление новой категории в правах для автомобилистов, которые учились ездить только на машинах с автоматической коробкой передач, а также положение, которое обязывает Госавтоинспекцию публиковать статистику по ДТП с участием начинающих водителей.
Однако, по ее словам, по опубликованному плану сложно судить, как изменится процедура получения прав в целом - для этого надо, как минимум, дождаться, когда будет разработана вся нормативная документация. В таких случаях важны детали, в которых специалисты, работающие в отрасли, часто разбираются гораздо лучше чиновников. Но времени на общественную экспертизу готовящегося пакета документов не осталось – согласно плану Белого дома, изменения в закон "О безопасности дорожного движения" должны быть готовы в течение августа, а большая часть остальных нормативных актов будет разработана и внесена в правительство до конца 2010 года.
Scriptio: Артем Бетев.