Библиотека

Эксклюзив Quto: ПДД 1929 года, довоенные штрафы и «кладбищенские» автомобили

Редакция Quto.ru ознакомилась с российскими правилами дорожного движения и главными законами, которые касаются автомобилей. Все подробности о документе 1929 года стали известны благодаря специальному проекту с Национальной электронной библиотекой. В книге также содержатся вопросы, на которые требовалось ответить кандидату в водители для получения прав. И можем уверенно сказать, что те, кто смог правильно на них ответить, действительно имели право называться профессионалами.

В довоенной России регистрацией транспорта занимались Окружные управления местного транспорта (ОМЕС), а госномера выдавали в органах исполкома. При этом для получения регистрационных знаков водитель должен был предъявить талон техосмотра. Похожие требования действовали до недавнего времени в современной России.

При этом владелец обязан был не только ежегодно сдавать сведения о своих транспортных средствах властям для учёта, но и должен был отчитываться абсолютно обо всём.

«О всякой передаче автомобиля и мотоцикла другому владельцу, при перемене местонахождения машины, при изменении типа их, а также при постановке машин в капитальный ремонт, владельцами должно быть сообщаемо ОМЕС' у для соответствующей пометки в удостоверении данной машины», — говорится в правилах.

Особая процедура проводилась и для «кладбищенских» автомобилей — то есть для техники, выведенной из эксплуатации. Например, утилизированной или «тотальной».

Согласно ПДД 1927 года, на перекрёстках регулировать движение могли не только постовые, но и «временно заменяющие их» дворники. А максимальная скорость движения легковых автомобилей в Москве составляла 20 км/ч. Предполагаем, столичный Дептранс и сегодня был бы не против установить такой лимит.

Мосты тогда были не настолько крепкими, как сегодня. Поэтому ездить по ним можно было только тогда, когда на сооружении нет вагона трамвая, а максимальная скорость была ограничена на отметке 5 км/ч для деревянных конструкций и 12 км/ч для всех остальных. При этом танкам, тракторам и грузовикам нужно было получать особое разрешение для проезда по переправе.

Сигналить московским автомобилистам было строго запрещено, как и свистеть, а на привокзальных площадях и других, как говорят сегодня, «местах притяжения автомобилей», место парковки указывали полицейские. Останавливаться где-то ещё и уходить от машины было нельзя.

Одним из основных требований к водителям была трезвость. Штраф за нарушение был очень суровым — 50 рублей! За любые другие проступки автомобилистов штрафовали на 1 рубль. К слову, средняя зарплата в России в то время составляла 75 рублей. Так что можно предположить, что желающих сесть за руль в пьяном виде было не много.

Ещё одной интересной особенностью довоенного законодательства была сама процедура сдачи экзамена на получение водительских прав. Так, если гражданин не собирался работать водителем, то ему достаточно было сдать практический тест. Сами удостоверения для профессионалов действовали бессрочно, но только при условии непрерывного стажа. Если «шофёр» не работал в течение трёх лет, ему нужно было пересдавать практику.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Тем же, кто действительно хотел работать водителем, предстояло непростое испытание. Это сейчас для получения прав достаточно ответить на 20 вопросов ГИБДД. Но столетие назад теоретический блок состоял из нескольких десятков вопросов, причём все они касались технического оснащения автомобилей и устранения неполадок. Скажем честно: мы с заданием не справились.