quto.ru
Опубликовано 15 мая 2017, 19:10

Автомобили Северной Кореи: от «Победы» до «Кукушки» и «Бенца»

Невероятно, но факт: в одной из самых загадочных и пугающих стран мира, Северной Корее, есть собственные автомобили.

Невероятно, но факт: в одной из самых загадочных и пугающих стран мира, Северной Корее, есть собственные автомобили. Изобилием марок и моделей это государство едва ли кого-то удивит, тем не менее, здесь можно встретить немало уникальной техники, которую сложно найти где бы то ни было ещё.

Как известно, коммунистический путь тернист и сложен. Именно поэтому в Пхеньяне до сих пор почти нет машин. Это роскошь, доступная лишь правящей элите и госслужащим — автомобилизация в Северной Корее самая низкая на планете: на 1 000 жителей здесь приходит 0,22 машины. Личного транспорта по сути нет, как нет и свободы передвижения. Чтобы стать автовладельцем, нужно сделать что-то экстраординарное (тогда есть шанс получить автомобиль в дар от высшего руководства). Может помочь северным корейцам и зарубежная родня. Правда, в этом случае богатеньким родственникам придётся подогнать не одну, а сразу две машины (одну — «для того парня», то есть, на нужды государства).

Автомобили Северной Кореи: от «Победы» до «Кукушки» и «Бенца»

К слову, быть автомобилистом в Северной Корее — уж точно не для слабонервных. К примеру, прежний правитель страны Ким Чен Ир десяток лет назад сумел «порадовать» местных владельцев японских авто. Он приказал конфисковать всех «японцев», увидев на дороге заглохшую «Тойоту», которая мешала выезду из мавзолея Ким Ир Сена. Пощадили только нескольких известных актёров и спортсменов, а также машины, находящиеся на госслужбе. Страшно даже подумать, какую кару за заглохший мотор смог бы выдумать нынешний правитель, Ким Чен Ын.

Индивидуальные автомобили в этой стране легко отличимы — все они снабжены жёлтыми государственными номерами. Чёрные знаки — на машинах военных, синие — на дипломатических транспортных средствах, ну а белые — на автомобилях госорганизаций. За исключением нюансов, ничего не напоминает?

А теперь посмотрим, на чём ездят северные корейцы, которым по статусу положено, и которые этого не боятся.

Основу автопарка закрытой страны составляют вовсе не легковушки, а грузовики, сельхозтехника и прочий утилитарный транспорт. Разумеется, это либо полукустарная, либо по-настоящему древняя техника. Сегодня в Северной Корее можно запросто встретить грузовики с газогенераторными силовыми установками (иными словами, на дровах). Остальные также мало вяжутся с XXI веком. Вот, к примеру, Sungri 58 — копия самого настоящего советского ископаемого ГАЗ-51.

Автомобили Северной Кореи: от «Победы» до «Кукушки» и «Бенца»

Не удивляйтесь — с середины прошлого века до 90-х годов в стране массово собирались лицензионные советские автомобили. А первыми машинами, попавшими в страну на заре её становления, были правительственные ЗиС-110, кабриолеты ЗиС-110Б и броневик — ЗиС-115. За ними пошли «Волги» и военные внедорожники УАЗ-469 и ГАЗ-69. Многие из этих машин до сих пор колесят по стране. Выпускались здесь даже лицензионные КрАЗ и БелАЗ.

Общественный транспорт представлен в основном техникой с чехословацкими корнями — «Каросами» и «Шкодами» 60–70-х годов с фантастическим пробегом, а также «Икарусами». Но дороговизна и нехватка горючего вынуждает перевозчиков в основном применять электрический транспорт — трамваи и троллейбусы.

Наиболее любимой маркой правящей северокорейской элиты всегда были вражеские «Бэнцы». Массовая закупка этих машин началась в 60–70-х годах. «Ешки» в кузовах w115/114 с тех времён ещё сохранились. А старые «Гелики» и всевозможные w123 и w126 встречаются очень часто. Северокорейцы так прониклись «Мерседесами», что в 80-х даже наладили собственное производство их копий: инженеры изучили конструкцию Mercedes-Benz 190E и построили с минимальными изменениями Kaengsaeng 88. Внешность машины получилась явно хуже, чем у оригинала, равно как и всё остальное. Автомобиль получил жутковатую радиаторную решётку, не открывающиеся окна и салон без какой бы то ни было возможности управлять климатом. Практически ничего об этой северокорейской модели ныне неизвестно — даже число выпущенных экземпляров.

Не «немцами» едиными жив северокорейский автопарк: шведские Volvo-144 и сегодня используются в качестве такси для состоятельных граждан. В 1977 году правительством была закуплена внушительная партия в тысячу штук.

Пожиратели машин: как умирают «железные кони».

Есть у северокорейцев и повод для гордости: предприятие Sungri motor plant, работающее с 50-х годов прошлого века, и по сей день выпускает настоящий эксклюзив — модель Achimkoy («Утренний цветок»), полностью копирующую раритетную советскую М-20 «Победа». Это штучное производство с невероятно скромными масштабами.

Ещё одна марка, Pyeonghwa Motors («Мир»), возникла в 90-х как совместное предприятие Северной и Южной Кореи и ныне обладает эксклюзивными правами на выпуск и продажу новых и подержанных автомобилей. С конвейера предприятия сходят лицензионные «китайцы» Brilliance, копии итальянского Fiat и вседорожники Dandong Shuguang. Названия у машин чрезвычайно странные — Ppeokpuggi («Ку-ку») или Hwiparam («Свист»). При весьма скромных объёмах производства (сотни, редко — тысячи экземпляров в год) северокорейские автомобили даже умудряются экспортировать во Вьетнам.

Автомобили Северной Кореи: от «Победы» до «Кукушки» и «Бенца»

Разумеется, отечественный след в автомобилизации Северной Кореи прослеживается до сих пор. К примеру, российские «Приоры» регулярно поставляются небольшими партиями в эту страну.

Автомобильные новости